Река Таруса, впадающая в Оку в районе одноименного города является лучшим вариантом для сплава всем тем, кто живет по Курской ж/д ветке. В этом я убедился лично в последние выходные апреля. Выбор реки осуществил Виктор Дубицкий по описанию сайта Славы Завьялова. Также удалось найти майское описание 2006 года на страничке http://asegra.narod.ru
После окончательной утруски числа участников было решено осуществить сплав на Щуке-3. Электричка до Серпухова ходит примерно раз в час с Курского вокзала. Моя задача была на нее подсесть в 8.05 утра.
В Серпухове были примерно в 9.20. Желательно садиться ближе к первому вагону, т.к. надо переходить через мост на площадь к вокзалу. Там же стоянка городских и междугородних автобусов. До Тарусы ходит как газель, так и рейсовый ПАЗик. Мы купили билеты именно на него. но ехали в газели – автобус сломался. Зато за лодку и рюкзаки не платили. И прибыли быстрее немного.
Город Таруса встретил нас теплой солнечной погодой. Разгрузились, и тут же Витя договорился с одним из многочисленных таксистов (которые нам были очень-очень-очень рады, фото) о заброске в район моста через реку Тарусу возле деревни Ям. За 400 рублей. Закинули рюкзаки и поехали. Я только успел сделать несколько снимков магазина-музея Мяса (в котором теоретически можно запасти шашлыки, фото). Дорога по началу была нормальной, но чем дальше от Тарусы, тем больше канав и ям на ней встречалось. Дважды мы пересекали реку по автомобильным мостам в районе Похвиснево и Лопатино – это есть неплохие места для схода.
Ближе к Яму ямы собственно и кончились. Водитель Армен выгрузил нас, пожелал удачного сплава и уехал. Мы же стали стапелиться по правую сторону моста, ниже по течению. Место для стапеля удобное, но есть промышленный мусор от рыбаков и прочих несознательных отдыхающих (фото). Особенно он выделяется на фоне сожженной травы. Также отмечу специфический запах навоза, который временами был весьма чувствителен. Витя классифицировал навоз как свиной. Примерно в час дня встали на воду. И вскоре уперлись в первый завал (обнос по правому берегу, фото). Сразу же вспомнили Большую Смедову. Но как в дальнейшем оказалось – зря. Дальше завалов не было. Не считая еще одного который удалось прочистить. Река на этом участке не очень быстрая, но достаточно полноводная. Течет в русле, по берегам поля и небольшие смешанные леса. Дуб, осина, береза, прибрежные кустарники. На первом участке до Лысой Горы очень мало населенных пунктов. Тихо так что слышно лишь щебетание птиц. В районе Лысой Горы первый мост и начали попадаться первые рыбаки. То и дело перед нами взлетают пары уток и мелких птиц. Видны следы деятельности бобров. Но бобры в Тарусе глупые и неорганизованные – плотин делать не научились. Деревья валят куда попало. Что нам только на руку. Постепенно река начинает ускоряться, стали появляться небольшие перекатики и шиверки а также отдельно лежащие подводные камни. Тут стало ясно, что время сплава мы выбрали идеальное: уровень воды еще высок, но уже достаточно тепло. На майские эти мелкие шиверы стали бы уже непроходимы для каркасных судов класса «Таймень». Обеспечены были бы травмы шкуры. Ближе к концу ходового дня стали выбирать место для ночлега. Перед этим видели Гигантского Бобра прыгнувшего с берега солдатиком в реку метрах в 5 от нас. После мы еще несколько раз видели более мелких особей.
В районе Кольцово река делает разворот с севера на юг, огибая лесистую гряду, и течет по прямому каменистому желобу на протяжении участка до Лопатино. Мы прошли слишком близко к деревне и, услышав звуки дискотеки из стоящей где-то впереди машины, решили вернуться против течения метров на 300. Там по правому берегу (по течению) был виден небольшой овражек и за ним небольшой каменистый мыс. На него и пришвартовались. Осмотр местности показал наличие уютной террасы, практически идеальной для 1-2 палаток. Надо было только ее подчистить от кустов и упавшей березы. В овраге протекает чистый ручеек, уходящий в камни ближе к берегу. Продегустировали березовый сок. Совсем немного, чтобы не тревожить дерево. Ночь была ясной и без заморозков. Я пробовал спать на улице в зимнем спальнике и почти не замерз. Утром подъем был не рано, часов в 8. Позавтракали и вышли на воду примерно в 10.45. Река уже набрала ход и шли мы быстро. В одном из небольших поворотов дерево близ воды перегородило русло полностью своей крупной веткой. Был шанс проскочить справа в узкий проход но скорость течения не дала это сделать, и мы сели боком тут же набрав немного воды. Попытки навала не увенчались успехом и мне с Витей пришлось покинуть Щуку чтобы ее не скрутило под ветку. В спешке упустили весла. Лодку удалось провести без оверкиля и вместе с Надей в носовом отсеке. Дальше догоняли весла. Догнали. Весла хорошие – они не тонут. На излучине перед Лопатино встали, вылили воду из трюма и осмыслили происшествие. Надо было сделать остановку для осмотра преграды. Далее проследовали без происшествий. Лениво гребли, так как был запас по времени и хорошее заметное течение. Стало больше рыбаков по берегам и следов цивилизации, больше мелких шивер. Кое-где даже наша Щука чиркала пузом по мелким камешкам. Прошли бетонный полуразрушенный мост из плит. О нем нас заранее предупредил рыбак. Проход там теоретически возможен, но мы выбрали проводку по правой стороне. После Похвиснево стали искать место для обеда. И тут же уткнулись в не обозначенный на карте сварной металлический мост на бетонных блоках. Непроходимый. Обносили его по правому берегу. Направо идет мощная грунтовая дорога к каким-то мегакрутым дачам по правому берегу реки. По левому берегу сверху тоже забор и за ним то ли дачи то ли воинская часть. Чуть дальше, за забором идет впадение в реку небольшого ручейка слева. За ним через 300-400 метров сделали стоянку на обед на солнечной террасе возле подпиленного дерева. Место красивое, теплое с видом на реку и мегадачи но берег довольно крутой и швартоваться сложно. Витя ходил на родничок за чистейшей водой. Вкусно и неторопливо отобедали и предались неге на солнце и беседам. Примерно 2 с небольшим часа это длилось. Заодно просушили мокрые вещи. Далее, ближе к Тарусе никаких интересных событий вроде бы не было. Чаще встречались рыбаки. За одним из мостов в воде торчали опасные металлические прутья. И вообще в реке стал попадаться техногенный мусор и отмели. Так что расслабляться не стоит. После второго автомобильного моста на въезде в Тарусу должны были быть опасные трубы, но мы их что-то не заметили. Возможно, из-за высокого уровня воды а может их уже убрали. Впадение Тарусы в Оку мягкое, разлив, мелко. Стоит в воде много рыбаков. Кого-то ловят. На берегу несколько машин. Финишировать решили чуть дальше. Прошли вправо по Оке вдоль низкого берега, против течения. Над нами сверху видна церковь и памятник участникам Великой Отечественной (фото). Очень красивые виды вдаль (фото). Нашли ровную площадку и причалили. Очень-очень много битых бутылок и прочего мусора. Все-таки некоторые люди произошли от Свиней. Несколько раз по Оке проплывали целые эскадры пивных банок и бутылок.. Еще минус то, что место абсолютно голое – переодеваться приходится на виду у всех жителей и туристов что ходят сверху. Но это были уже мелочи. Собрались быстро, немного просушили лодку и поднялись наверх на центральную площадь. Там уже стояла газель до Серпухова. Практически пустая. Водитель предложил открыть заднюю дверь и погрузиться. Что мы и сделали. В Серпухове сразу же перескочили в электричку Серпухов – Каланчевская, в которой было даже место где сесть. Отлично доехали не считая того что мне пришлось сойти в Подольске: именно мою станцию проезжали без остановки. Но учитывая запас по времени (было всего-то 8 вечера) я не очень расстроился. Настроение и самочувствие были отличные. А это – самое главное для таких походов выходного дня !
Вывод: река Таруса – очень живописная и интересная для сплава является одной из лучших паводковых рек по Курскому направлению. Рекомендуется проходить ее в конце апреля – начале мая. Удобная заброска и живописный финиш в Оку практически в 100 метрах от остановки автобуса. Благодарю Виктора Дубицкого и Надежду Старцеву за душевную компанию и техническую часть обеспечения похода которую они возложили на себя !
Михаил Кузнецов.